Комюнити украинских барабанщиков

Что же нужно сделать для того, чтобы ваши барабаны звучали лучше?

Настройка: нет никаких "правильно" или "неправильно"

Когда начинается настройка барабанов, нет правильных или неправильных методов. Если вы спросите 10 разных барабанщиков, как они настраивают свои барабаны, то вы получите 10 разных ответов. Для кого-то начинающего это может показаться запутанным и противоречивым. Для того чтобы вам было легче, я попробую описать, как я настраиваю барабаны.

Настройка "напротив"

Несколько лет тому назад я рассказал об этом методе моему другу-барабанщику, и он назвал этот метод "настройка напротив". Впервые я попробовал этот метод на своих барабанах и, эврика! – он работал. В лучшей части моей барабанной карьеры я использовал этот метод настройки с большим успехом. Вот он.

Шаг 1 (по желанию)

Возьмите новый пластик или снимите уже существующий с вашего барабана. Большими пальцами расплющьте закругленную часть пластика от себя по всему диаметру. Сделайте это со всеми пластиками, но только не с пластиком для малого барабана. Я не совсем понимаю, почему это работает, но, особенно на двухслойных пластиках, это улучшает звук.
Шаг 2

Поставьте пластик на ваш барабан и пальцами затяните болты для натяжения.

Шаг 3

По очереди поворачивайте противостоящие болты на пол-оборота, пока с поверхности пластика не исчезнут морщины. Затягивайте болты, пока пластик не начнет при ударе производить звук.

Шаг 4

Для того, чтобы усадить пластик, нажмите на его центр. Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. Когда вы усаживаете пластик, вы иногда можете услышать крякающий звук – не пугайтесь, это нормально. Иногда после того, как вы усадили пластик, вы заметите, что высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику действительно нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова. Если высота его звучания не изменилась, переходите к шагу 5.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не нажимайте непосредственно на нижний пластик для малого барабана (толщиной 2-3 mil*), если вы не хотите увидеть отпечаток вашей ладони, выгравированный на пластике. Даже с пластиками в 5 mil есть такая опасность. Вы можете самозабвенно усаживать толстый пластик толщиной в 10 mil, и он останется цел, если вы начнете с небольшого давления и постепенно перейдете к более сильному. Это полезный совет, позволяющий предотвратить повреждение ваших пластиков, барабанов, вас самих и окружающих.

*1 mil = .001 дюйма. Типичный полиэтилен для упаковки продуктов имеет толщину .002 дюйма, или 2 mil.

Шаг 5

Поставьте барабан на чистую мягкую поверхность вроде ковра или банного полотенца вверх пластиком, который вы настраиваете. Это делается вот для чего: 1) закрывается второй пластик, так что вы слышите только тот пластик, который настраивается и 2) это позволяет вам крутить барабан как угодно, не портя пол или стол.

Шаг 6

Постучите по барабану пальцем возле каждого болта натяжения и послушайте, какой звук производится.

Конечно, барабанные палочки – очевидный аксессуар для для игры по барабану, но большинство барабанщиков, чтобы лучше "слышать"* барабан при настройке, используют барабанный ключ, палочки для тимбалес и т.п. Я использую для этого палец.** Я играю рим-шот (легонько!***) пальцем в районе второго сустава, что позволяет мне лучше слышать обертона и ударять по пластику каждый раз на одном и том же расстоянии от обода.

*Некоторые барабанщики дополнительно слегка нажимают пальцем в центр пластика, чтобы лучше "слышать".
**Если вы попробуете это сами, то убедитесь, что у ваших ободов не везде острые края.
***Сильно играть рим-шот пальцем – больно :).

Шаг 7

Запомните, где звучание было выше, а где – ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был "выше" (или "ниже"), то у прямо противоположного болта звук будет "ниже" (или "выше").

*Для барабанов с четным количеством болтов.

Шаг 8

Теперь настало самое важное время! Ослабьте каждый болт (повернув против часовой стрелки на 1/8 оборота), у которого было "высоко", и подтяните каждый болт (по часовой стрелке на 1/8 оборота), где было "низко". Это значит, что вы делаете 6 операций, если у вашего барабана 6 натяжных болтов, и 8 операций, если болтов – 8. Это и называется – "настройка напротив": вы опускаете высокие уровни и поднимаете низкие, пока они не встретятся посередине.

Шаг 9

Усадите пластик снова.

Шаг 10

Повторите шаги с 6 по 9, пока пластик не будет иметь одинаковую высоту звучания по всему кругу, иначе говоря, будет "в строе с собой".

Пластик, который "в строе с собой", не имеет нечетных обертонов, которые делают звучание мутным, и часто его звучание называют "широко открытым".

Шаг 11

Переверните барабан и повторите шаги с 1 по 10 для противоположного пластика, чтобы он звучал равномерно и "в строе с самим собой".

Шаг 12

Теперь вы можете настроить любой пластик выше или ниже, затягивая или ослабляя каждый болт на одинаковую величину.

Это работает очень похоже на "zoom" в фотоаппарате или видеокамере – если есть фокус, вы можете изменить масштаб изображения, не меняя фокус. Но, будучи человеком, трудно быть абсолютно точным, так что после этих операций вам может понадобиться подстройка.

Шаг 13

Проделайте шаги с 1 по 11 с остальными вашими томами и бочкой. Но для малого барабана – другая методика.

МЫ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛИ!

Настройка верхнего и нижнего пластика

Сейчас самое время настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Нижний пластик также называют "резонаторным", потому что он играет большую роль в контроле резонанса, сустейна и высоты звучания барабана.

Есть только три способа настройки барабана с двумя пластиками:
1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит "pitch drop" или "воющий" звук.
3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит "pitch drop" или "воющий" звук, но более "поверхностный" и с коротким сустейном.

Шаг 1

Начните с самого маленького тома* и настройте верхний пластик очень близко к тому, где вы "слышите" его.

Не настраивайте этот барабан очень низко, в противном случае ваши напольный том (томы) будут звучать в области инфразвука :). Многие барабанщики любят настраивать эти барабаны в кварту.

*Конечно, вы можете начинать настройку с любого барабана. Просто я когда-то начал с самого маленького. 😉

Шаг 2

Настройте нижний пластик, использую один из методов, описанных выше. Не забывайте усаживать пластики после каждой установки.

Если вы пробуете настроить пластики в одинаковом строе, то настраивайте "напротив". Пример: если верхний пластик выше, ослабьте его и подтяните нижний, и наоборот.

Шаг 3

По чуть-чуть подстраивайте верхний и нижний пластики, пока высота звучания, резонанс/сустейн не станут такими, как вам надо.

Шаг 4

Повторите шаги 2 и 3 с оставшимися томами.

Попробуйте получить интервал между барабанами в кварту (или какой-то другой). Также, попробуйте добиться от всех томов одинакового резонанса/сустейна, насколько это возможно. Вы же хотите, чтобы они звучали "бум, бум, бум, бум", а не "бум, бум, буХ, бум".

Басовый барабан ("бочка")

Ваш басовый барабан – это тот же том, только положенный на бок; следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю пластик "со стороны аудитории" ниже, чем "игровой" пластик.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует глушения и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Глушение может быть произведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Что касается дырки на переднем пластике, то для нее нет каких-то "идеальных" размеров. Помните популярный в 70-х звук "картонная коробка", когда барабанщики играли без переднего пластика на барабанах и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот вам практический метод насчет дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, "бум" больше, если дыра больше, "бум" меньше. Экспериментируйте.

Малый ("рабочий") барабан

Шаг 1

Настройте верхний пластик, следуя шагам с 1 по 10 раздела "Настройка напротив".

Шаг 2

Так же как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для малого барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.

Подсказка: многие барабанщики натягивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но это ваш барабан, экспериментируйте как хотите.

В английском языке есть такая идиома: "это добавит мне несколько морщин" (аналогия с русским "добавит мне седых волос"), когда имеют в виду что-то трудное и заставляющее нервничать. Так вот, настройка нижнего пластика малого барабана буквально добавляет морщин. Вы обратили внимание, что нижний несущий край вашего рабочего барабана не совсем ровный? Он имеет два выреза там, где его пересекают пружины. Они называются "ложе" и помогают пружинам лежать строго параллельно пластику, чтобы предотвратить дребезжание.

Что же происходит, когда вы устанавливаете плоский пластик на не-совсем-плоскую поверхность, вроде нижней части малого барабана? Вы получаете морщины на ложе пружин. Есть две школы борьбы с этим. Одна школа говорит: "Настройте пластик сам по себе, и если получились морщины, то так тому и быть". Вторая школа говорит: "Это неправильно, морщин быть не должно". Оба варианта имеют право на существование. Экспериментируйте, чтобы определить, какой путь для вас лучший. Если вы избираете последний метод и убираете морщины, то пластик будет настроен сильнее в области ложа пружин. Вы все еще можете настроить остальную часть пластика, чтобы он звучал "в строе с собой", используя технику, описанную выше в разделе "Настройка напротив".

Итак, многие натягивают нижний пластик сильнее. Насколько сильно это "сильно"? Я настраиваю мой нижний пластик на "соль" первой октавы, а верхний пластик на "ми" или "фа" первой октавы (ниже этого "соль") в зависимости от моего настроения. Мой хороший друг и классный барабанщик Paul Yonemura, у которого отличный слух (он может услышать любой звук, например, визг тормозов, и сообщит вам ноту, которая прозвучала) – считает, что я настраиваю свой малый на эти ноты уже много лет. Он сообщил, что слышал настройку малых барабанов Ed Shaughnessy и Joe Morello, и с его абсолютным слухом смог различить, что их малые барабаны (на тот момент) были настроены на "соль" внизу и "ми" наверху у Morello и "фа" наверху у Shaughnessy.

Вначале просто для приобретения опыта попробуйте эти ноты. Даже если они не для вас, они могут послужить вам отправной точкой.

*Высота звучания пластика лежит на полпути между ложами пружин.

МЫ ЗАКОНЧИЛИ! ПОЧТИ...

Я забыл сказать одну важную вещь. Когда вы установите ваши томы на держатели, вероятнее всего, настройка чуть-чуть изменится. Просто методом "по чуть-чуть" вернитесь к желаемой настройке.

Я надеюсь, это была полезная для вас информация.

Оригинальный текст и фото: www.pearldrum.com
Редакция: Andy Gone