Эксклюзивное интервью ресурсу drummer.org.ua
by Andy Gone
Все мы знаем такие громкие имена, как Terry Bozzio, Grant Collins, Vinnie Colaiuta, Virgil Donati, Dave Garibaldi. Не менее известны легенды прошлого – John Bonham, Cozy Powell, Charlie Watts и многие другие. Несмотря на 21-й век, век трип-хопа, роликовых коньков и шоколадных батончиков, многие помнят таких пионеров джаза, как Gene Krupa, Lionel Hampton и Buddy Rich.
Тем более грустно, что гораздо меньше известны люди, которые стремились не вырваться под лучи софитов, а помочь своим друзьям, научить своих студентов, объяснить начинающим, передать свой опыт, вложить душу.
Gene Okamoto – одна из таких живых легенд, предпочетший блистательную карьеру барабанщика работе преподавателя и эксперта в компаниях-производителях. Мистер Окамото любезно откликнулся на нашу просьбу, поэтому мы имеем честь опубликовать его эксклюзивное интервью ресурсу drummer.org.ua.
Andy Gone: Когда и как началась ваша "барабанная" деятельность? Как вообще вы пришли к идее заняться барабанами? Кто ваш "идейный вдохновитель"?
Gene Okamoto: Я учился в средней школе на Гавайях, и однажды у нас в актовом зале выступал джаз-банд старшеклассников. До этого я никогда не видел барабанов, и мне очень приглянулись все эти стойки, тарелки и ярко-зеленые барабаны, которые сверкали в свете рампы, как изумруды. И пока другие музыканты вяло шевелили пальцами, я был поглощен движениями барабанщика, и особенно этой странной штуки, которая ходила вверх-вниз (как я потом узнал, она называлась хай-хэт). Я тут же решил стать барабанщиком, но мой друг объяснил мне, что играть на барабанах ужасно трудно, и я выбросил эту идею из головы.
Через несколько лет (на этот раз в Калифорнии, это было во время "эры Битлз") мой друг решил собрать группу и пригласил меня стать барабанщиком. Он достал для меня б/у-шный малый барабан, напольный том и игрушечную тарелку и научил меня нескольким ритмам, играя палочкой по тому вместо бас-барабана. Скоро я понял, что мне нужен настоящий бас-барабан. Я попросил родителей купить мне установку, но они отказались. Правда, обещали подумать, если я буду учиться играть.
И вот после уроков я пошел в местный музыкальный магазин и спросил, не знают ли они преподавателя по барабанам. Продавец ткнул пальцем вверх по лестнице – и так я встретил Чака Брауна (Chuck Brown), который стал моим учителем и вдохновителем на следующий десяток лет. Чак учил Terry Bozzio, Dave Garibaldi и еще многих и многих. Кстати, интересное совпадение: Paul Jackson, ставший позже бас гитаристом Herbie Hancock's Headhunters, работал в этом магазине продавцом!
A. G.: И родители купили вам барабаны?
G. O.: Да, первой моей установкой была японская Gracy, купленная в Montgomery Ward [гипермаркет – A. G.]. Установка была не очень хорошего качества, постоянно рассыпалась, но зато я натренировался ремонтировать барабаны, что потом очень пригодилось, когда я работал в барабанных магазинах.
A. G.: Как же вы стали продавать барабаны?
G. O.: Учась в колледже, я преподавал игру на барабанах и проводил свободное время в местном барабанном магазине Leo's Music в Окленде, Калифорния. Однажды я захожу в магазин, а Лео говорит: "А он не подойдет?" Лео разговаривал с менеджером отдела ударных инструментов Фредом Винсоном, и в результате они предложили мне работу на полставки. Позже я перестал преподавать и перешел в магазин на полный рабочий день.
A. G.: Думаю, это была настоящая школа жизни. Ну, и как первый опыт работы?
G. O.: В первый же день мой босс взял отгул и бросил меня одного! Первый покупатель спросил меня: "Ты барабанщик?" Я ответил: "Естественно я барабанщик! Как можно работать в магазине ударных и не быть барабанщиком?!" Покупатель помолчал немного и сказал: "Я же просто спросил, ты барабанщик или нет." Это был прекрасный урок, и в будущем я отвечал на все вопросы только фактами, а мнение свое вставлял только тогда, когда меня просили.
A. G.: Итак, Leo's Music был колыбелью великого эксперта по ударным. Но это же не единственный магазин, где вы работали?
G. O.: Я проработал в Leo's пять лет, потом был менеджером Drum World в Сан-Франциско в течение 12 лет. Drum World выиграл конкурс "Самый эффективный дилер акустических ударных в США" 1991 года, проводимый торговым журналом Sound Retailer.
A. G.: Но потом вы захотели работать на производителя ударных?
G. O.: Я почитывал журнал Ludwig Drummer, издаваемый фирмой Ludwig, и увидел там великолепные фото барабанов Ludwig, такие притягательные, что я захотел работать у них. Однажды Билл Людвиг младший зашел в наш магазин и проторчал там весь день за разговорами о магазине. Мы подружились (несмотря на то, что случилось в тот день), и он пригласил меня посетить завод. Я принял его приглашение только через год (кажется, в 1979 году). Он лично провел меня по всему заводу, что, конечно, было честью для меня, и под конец попросил меня прислать резюме. В то время я не знал, что резюме печатают по форме и на бланке, так что я просто написал свою биографию от руки, и уверен, что ребята в Ludwig'е лопнули со смеху, пока читали моё художество! Незачем говорить, что меня, конечно, не взяли.
A. G.: Но с Биллом Людвигом младшим вы подружились. Кажется, вы сказали "несмотря на то, что тогда случилось?"
G. O.: Билл заметил у нас в витрине установку Tivoli (акриловые барабаны с лампочками внутри) [фирмы Ludwig – A. G.]. Он предложил переставить ее в темный угол, чтобы подчеркнуть огоньки, и я согласился, что это отличная идея (это был мой первый урок по организации сбыта). Потом он спросил, сколько таких установок мы продали. Я сказал: "Нисколько". Он спросил, почему, а я ответил: "Роковые барабанщики думают, что эти барабаны выглядят придурочно, а любой уважающий себя джазовый барабанщик скорее удавится, чем появится рядом с такими барабанами." Билл стал бледным, как смерть, и процедил: "В этом магазине не будет ни одного барабана с моим именем, который нельзя продать." И он начал разбирать барабаны и складывать к себе в машину! Я понятия не имел, куда он их отвез. Через пару недель к нам завезли кленовую установку, такую, которую рекламировал Max Roach, и мы ее мгновенно продали. Потом, когда я был на заводе [фирмы Ludwig – A. G.] в Чикаго, Билл пригласил меня пообедать, и барабанщик в джазовом трио в ресторане играл на барабанах Tivoli! Потом он повел меня познакомиться с Барреттом Димзом, Самым Быстрым Барабанщиком в Мире, и он играл на барабанах Tivoli! Несколько лет спустя я спросил Билла в лоб, не разыграл ли он меня, и он со злорадной ухмылкой сказал, что да.
A. G.: Чем вы занимались, когда "встали на ноги" как музыкант?
G. O.: Я преподавал, и некоторые мои студенты стали очень успешными музыкантами. Работал в студии, например, с Bernie Krause (пионером синтезаторов), клепая музыку для рекламных роликов. На одной из таких студийных сессий я к своей чести познакомился с Andy Narrell, виртуозом игры на стальных барабанах. Играл я и на многих местных концертах, самым запоминающимся из которых была сессия у Френсиса Форда Копполы прямо на вечеринке у него дома, где он и его съемочная группа праздновали окончание съемок "Крестного отца 2". У него было очень редкое и особенное пиано, которое воспроизводило не только ноты, но и динамику игры, и он с гордостью продемонстрировал великолепную "Рапсодию в синих тонах", "записанную" самим Джорджем Гершвином!
A. G.: И как вам удавалось совмещать игру на ударных и продажу ударных?
G. O.: Днем я работал в Drum World в Сан-Франциско, а по вечерам и выходным играл на сейшнах. Мне повезло, потому что я крутился рядом с "правильными" музыкантами, и в год отыгрывал порядочно концертов. Когда я перешел в Pearl, я переехал в Нэшвиль и полностью посвятил себя работе. За 13 лет после переезда я отыграл только два концерта, так что я люблю говорить, что я "ушел в запас", хотя я постоянно занимаюсь, чтобы быть в форме.
A. G.: Какие барабаны, пластики, тарелки вы предпочитаете теперь?
G. O.: Естественно, я предпочитаю Pearl! Мне нравятся пластики Remo и Aquarian и тарелки Zildjian, потому что они дают тот звук, который мне хочется. Еще мне нравятся палочки Vater, потому что они прочные и долговечные.
A. G.: Создается впечатление, что вы действительно фанат Pearl. Почему вы пошли туда работать, и чем вам так нравится эта компания?
G. O.: Чак Браун говорил: "Когда ты будешь готов, они сами придут к тебе", причем это относится ко всему, не только к барабанам. В 1992 году я, наверно, был уже готов, и компания Pearl пригласила меня.
Pearl – это семейный бизнес, причем относительно небольшой, поэтому к сотрудникам относятся как к людям, а не как к винтикам – совсем иначе, чем в больших корпорациях. Я принимаю участие в выборе направления развития новых продуктов, испытываю прототипы, и чувствую себя великолепно, когда они в результате нравятся барабанщикам.
A. G.: Вы занимаетесь ударными уже почти полстолетия. С высоты вашего опыта, что бы вы посоветовали начинающим и растущим барабанщикам?
G. O.: У меня часто опускались руки, когда я видел местного барабанщика, который играл быстрее меня или мог сыграть что-то, чего не могу я. Чак как-то сказал мне, что ВСЕГДА найдется кто-то лучше тебя, так что выбрось его из головы и сосредоточься на себе.
Вопросы задавал Andy Gone