Комюнити украинских барабанщиков
Тарелки (англ. cymbal*) существуют с незапамятных времён. Древние египетские тарелки были очень похожи на современные: мы знаем об этом по тарелкам, найденным в саркофаге мумии Анкхапа, божественного музыканта (хранятся в Британском музее в Лондоне). Ассирийцы использовали как плоские, так и чашеобразные тарелки. Древнегреческие тарелки имели форму чаши или колокола и часто изображались в руках бесчисленных фавнов и сатиров в виде скульптур или росписи на вазах. Само же слово cymbal происходит от латинского cymbalum, которое в свою очередь происходит от греческого kumbalom, что означает небольшую чашу или тарелочку.

В восточной же цивилизации тарелки, возможно, произошли от древних китайских колоколов, называемых zhong, которые были тональными, причем (видимо, из-за эллипсоидной формы тела) могли производить два тона. Не менее древними являются китайские тарелки плоского типа – chung и jing. Некоторые историки считают, что подобные тарелки производились в Китае уже более двух тысячелетий назад, в то время как в Израиле тарелки датируют 1100 годом до н. э., а в Египте – всего 800 годом до н. э.

* Для любопытных: цимбалы – молоточковый струнный инструмент, распространенный в Венгрии, Румынии и Украине, по-английски называется dulcimer.


Китайский колокол zhong.

Древнюю традицию производства тарелок до сих пор хранят мастера Турции и Китая. В Европе тарелки начали появляться на сцене только в 13 столетии, хотя завозились, вероятно, и раньше. В оркестре тарелки появились только в 17 веке, но постоянным инструментом так и не стали. В 18 столетии тарелки широко использовались в военных оркестрах в Турции, откуда к концу века всё-таки снова просочились в Европу и уже прочно заняли свое место в оркестре.

В средние века слово cymbal применяли также к металлофону (glockenspiel), а позднее и к цимбалам – вероятно, из-за того, что звук при ударе молоточка по струне чем-то напоминал звук колокольчика. С появлением клавиатурных цимбал – клавикорда, спинета, – для обозначения таких инструментов в романских языках появилось слово clavicymbal.

Современный ударный инструмент "тарелка" – это более или менее плоская пластина металла обычно круглой формы, изготовленная изспециального сплава. Большинство современных тарелок – инструменты неопределённой высоты, то есть шумовые.


Кротали фирмы Zildjian.
Существуют, однако, тональные тарелки, то есть такие, которые дают определенную ноту. Среди современных тарелок – это маленькие тарелки в форме чаши. Существуют также наборы тональных тарелок – кротали (англ.crotales, от латинского crotalum), – в которых используются плоские тарелочки диаметром около 10 см с соском в центре. Вообще говоря, такие инструменты мало похожи на современные тарелки, потому что звучат, как маленькие тональные колокольчики. Тем не менее, они делаются производителями тарелок из тарелочных сплавов; кроме того, существуют "промежуточные" тонально-шумовые инструменты вроде эффект-тарелки Zil Bell фирмы Zildjian, так что все эти инструменты считаются тарелками.
Современные тарелки используют во всякого рода оркестрах – симфонических, маршевых (военных), рок- и поп-музыкальных. Тарелки для различных музыкальных применений существенно отличаются друг от друга.
Эффект-тарелка Zil Bell фирмы Zildjian.

Строение тарелок

В обычной тарелке выделяют купол (или цоколь, или колокол, англ. bell, "колокол") и тело (англ. bow, "уклон"). В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Тело тарелки условно делят на зону "crash" (ближе к краю) и зону "ride" (ближе к куполу) – в соответствии с тем, как обычно играют на этих типах тарелок.

При игре в купол звук получается практически колокольный. В ride-зоне звук тарелки как бы раскрывается не сразу, поэтому здесь звук будет более четкий. При игре в crash-зоне тарелка сразу демонстрирует свой полный звук, так что четкость снижается за счет увеличения мощи звучания.

Два основных и самых очевидных параметра, влияющих на звучание тарелки, это, конечно же, размер (диаметр) тарелки и её вес (толщина). Влияние других характеристик не так очевидно.

Малейшие отклонения в кривизне металла создают в нем механические напряжения, могущие серьезно повлиять на звук. В частности, при обработке тарелок часто используют машинную или ручную ковку, причем размер и расположение ударов ковки достаточно важны: чем более разнообразные искривления металла от ковки, тем более сочный звук. Именно поэтому ценятся тарелки ручной ковки: у них расположение и сила ударов ковки более разнообразна и непредсказуема.

Несмотря на неоднозначность и сложность вопроса, попробуем разобраться хотя бы в основных закономерностях. Итак,

  • размер: б?льшие тарелки обычно более громкие, звук дольше затухает (имеет б?льший сустейн), но атака у них медленнее, чем у маленьких тарелок. Иначе говоря, чем больше тарелка, тем больше громкость, сустейн, широта звучания.
  • вес: от веса очень зависит громкость, артикуляция, да и вообще тембр и мощность звучания тарелки. Более тонкие тарелки имеют быструю атаку (поскольку тонкий металл начинает колебаться быстрее) и звучат более сочно. Тонкие crash'и дают взрывной и сочный звук, а вот тонкиеride'ы дают больше тона и скорее "заводятся", не давая особой четкости. Вообще тонкие тарелки лучше звучат на малой или средней громкости. Тяжелые тарелки имеют более широкий и громкий звук; тяжелые crash'и дают б?льшую атаку и лучше прорезают, а тяжелые хеты и ride'ы дают четкую и ясную артикуляцию, так что слышно каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением "на все случаи жизни", но, возможно, лучше иметь как тонкие, так и тяжелые тарелки, чтобы получить максимум разнообразия. В двух словах, более тяжелые тарелки дают б?льшую громкость, сустейн и высоту звучания.
  • размер купола: тарелки с более крупным куполом более громкие и дают больше обертонов (проще говоря, звона) и сустейна, чем тарелки с небольшим куполом; последние же имеют меньший сустейн, но б?льшую четкость.
  • сужение (англ. taper): степень уменьшения толщины металла от центра к краю тарелки, от которого зависит более "crash'евый" или более "ride'овый" звук. Толщина металла crash'ей плавно быстро уменьшается от центра к краю тарелки, а толщина металла ride'ов почти одинакова и сходит на нет только у самого края тарелки.
  • профиль (англ. profile): форму сечения тарелки в плоскости, перпендикулярной оси, называют профилем тарелки (см. рис.). Чем выше профиль, тем выше звук. Звук низкопрофильных тарелок лучше вплетается в музыку, а высокий профиль больше проходит для громкой игры, прорезающей музыку. Иначе говоря, высокий профиль – это более высокий и прорезывающий звук, яркая атака.

  • Пример тарелки без выраженного купола: Ed Thigpen Signature Crystal ride фирмы Sabian.
    Отсутствие купола дает "потусторонний" грязноватый тембр.


    Rotosound фирмы Paiste.
    Эта совершенно плоская тарелка без купола закреплена на поворотной рукоятке, что дает возможность получать различные виды допплер-эффекта.


    ZXT Trashformer фирмы Zildjian.
    Взрывной грязный тон достигается искривленностью тела тарелки.


    HHX Evolution O-Zone crash фирмы Sabian.
    Шесть двухдюймовых отверстий дают грязный, но агрессивный звук.

    По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от практически незаметных до порядка половины радиуса тарелки. Тем не менее, у распространенных видов тарелок купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 диаметра тарелки.

    Тело тарелки может иметь различную форму, обычно зависящую от вида тарелки. По оси отверстия в куполе тарелки чаще всего бывают круглые, однако встречаются овальные, восьмиугольные и прочие формы.

    Профиль тарелки может быть абсолютно плоским, искривленным, иметь форму конуса, но чаще всего это эллипсоид (чашеобразная форма), как и форма купола, только с гораздо большим радиусом кривизны. Край тарелки может быть также изогнут вверх (у тарелок типаchina) и вниз. Кроме того, иногда над тарелками производят дополнительные действия, чтобы тем или иным способом повлиять на тембр звучания, например, проделывают отверстия, вставляют заклепки или прикрепляют металлические части другой формы и т. п.

    Изготавливают тарелки с применением литья, точения, ковки, прессования, после чего их иногда чеканят с помощью машин или вручную. Сплавы для тарелокбывают самые различные.

    Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр, например, 14" A Custom Medium Crash (A Custom – наименование серии тарелок фирмы Zildjian, Medium – указание на вес тарелки, Crash – тип тарелки). Обозначение веса тарелки обычно выбирают из ряда extra-thin ("сверхтонкий") или paper-thin ("тонкий как бумага") – thin ("тонкий") – medium thin ("полутонкий ") –medium или без маркировки ("средний") – medium heavy("полутяжелый") – heavy ("тяжелый") – extra-heavy("сверхтяжелый"). Иногда используют другие прилагательные, указывающие на вес, такие как studio("для студии" = medium thin, полутонкий), stage ("для концерта" = medium heavy, полутяжелый), rock ("для рока" = heavy, тяжелый), power ("мощный" = heavy, тяжелый), metal ("для металла" = extra-heavy, сверхтяжелый).

    Часто к маркировке добавляют дополнительные описательные слова, дающие представление о тоне, такие как bell ("колокольный"), bright ("яркий"), brilliant("блестящий"), crush ("сокрушительный"), dark("мрачный"), deep ("глубокий"), dry ("сухой"), fast ("с быстрой атакой"), full ("полный"), fusion ("фьюжн"), light("лёгкий"), power ("мощный"), projection ("прорезающий"),thrash ("пробивающий"), tight ("плотный"), trash("грязный") и другие, причем каждый производитель делает это так, как считает нужным. В случае же тарелокsignature-серий маркировка тарелки часто включает только имя собственное без всяких указаний на вес или тон.


    Пример тарелки с плоским телом: Tony Verderosa Signature V-FX crash фирмы Sabian.
    Плоское тело дает интересное сочетание тембров, характерных для ride и splash.


    HHX Evolution Effeks crash фирмы Sabian.
    Края этой тарелки загнуты для облегчения игры руками.


    Пример некруглой тарелки: AA Rocktagon splash фирмы Sabian.
    Некруглая форма дает более грязный звук.


    A EFX фирмы Zildjian.
    Тарелка дает практически белый шум, напоминающий электронный, за счет прикрепленных к ней металлических дисков, а также отверстий в теле тарелки.

    Оркестровые тарелки


    "Французские" оркестровые тарелки Light фирмы Paiste.
    Оркестровые тарелки не обязательно есть в каждом оркестре. Такое название закрепилось за ними скорее для того, чтобы отличить их от других видов тарелок, применяемых в популярной музыке. Оркестровые тарелки используются парами: звук извлекают, ударяя тарелки друг о друга, поэтому в отверстия тарелок продевают ремешки, за которые музыкант удерживает тарелки при игре. Английское название этих тарелок – clash cymbals – можно перевести как "сталкивающиеся тарелки", причем часто их ошибочно называют crash cymbals, имея в виду именно оркестровые тарелки, а не вид подвесных тарелок, о которых речь пойдет ниже. Сейчас во избежание недоразумений их стали называть hand cymbals ("ручные тарелки"). В оркестрах различают "немецкие" (тяжелые), "венские" (полегче) и более редкие "французские" (ещё легче) оркестровые тарелки.
    Существуют также "китайские" оркестровые тарелки (типа china), которыми играют, так же ударяя друг о друга. В отличие от западных тарелок, здесь нет необходимости продевать в отверстия ремешки, потому что купол этих тарелок имеет в сечении трапециевидную форму, и музыкант удерживает тарелки просто за купол. Тем не менее, сквозь отверстия этих тарелок продевают шнуры, и музыкант после удара может перехватить тарелки за шнуры, чтобы продлить затухание, а также может качать тарелками, создавая доплер-эффект.
    Пара оркестровых тарелок типа chinese
    со шнурами.

    Для применения в оркестрах популярной музыки оркестровые тарелки превратились в low-sock – педальный механизм для соударения оркестровых тарелок. Позже low-sock трансформировался в хай-хэт (hi-hat), используемый в ударной установке.

    Подвесные тарелки

    Другим (и более многочисленным) видом тарелок являются подвесные, то есть такие, которые подвешивают за отверстие, а звук извлекают при помощи удара рукой, палочкой, щеткой или колотушкой. Фетровые колотушки позволяют извлекать очень плавное крещендо, а удар плечом палочки по краю тарелки дает мощный звук, часто называемый просто crash. Есть и более экзотические способы игры, такие, например, как провести по тарелке от края к куполу стальной палочкой для игры на треугольнике (использовано в 9-й симфонии Дворжака), уронить тарелку на пол так, чтобы она еще некоторое время вращалась на полу, и др.

    Древние виды тарелок в современной музыке

    Сейчас древние виды тарелок, тембры которых существенно отличаются от современных, используются всё реже и реже, например, в виде ручных колокольчиков, которые бьют друг о друга, но не полностью, а едва касаясь краями. В "Ромео и Джульетта" Берлиоз использовал две пары древних тарелок Помпеи размером с ладонь, настроенные на "фа" и "си бемоль". Тем не менее, наиболее частым применением древних моделей остаются кротали и оркестровые гонги.

    >> Часть вторая: современные виды тарелок. >> Часть третья: гонги.

    Если у вас есть вопросы или коментарии, пишите.

    В статье использованы тексты и фото из Internet