Комюнити украинских барабанщиков

Дорогие коллеги! Я думаю, нет нужды говорить о том, что современное исполнительство на барабанах включает в себя огромное количество различных аспектов. И одним из них, нисколько не менее важным, чем техническое мастерство и ритм, является звук. Совершенно очевидно, что звук складывается из нескольких характеристик. Это, в первую очередь, ваше туше – способ звукоизвлечения, затем – акустические свойства инструмента, на котором вы играете. Эти свойства, в свою очередь, определяются несколькими постоянными величинами – частотными характеристиками кадла и обруча, и одной переменной – настройкой пластика. Именно настройке барабанов посвящена эта статья.
Многообразие стилей, существующих сегодня в современной музыке, породило многообразие манер игры на барабанах. В свою очередь, каждая новая манера игры потребовала от музыканта создания новых технических приемов, нового инструментария, нового подхода к звуку. Именно поэтому в мире существует огромное количество способов настройки барабанов. В конечном итоге все зависит от результата, которого вы хотите добиться. И вот здесь встает главный вопрос: знаете ли вы, чего хотите? ваши письма говорят, что в большинстве случаев – нет. Конечно, в одной статье трудно охватить все возможные варианты подхода к настройке инструмента, скорее всего это сделать невозможно – слишком много способов, и, наверняка, мне известны далеко не все. Кто-то использует барабаны больших размеров для рок музыки и натягивает пластики слабо, кто-то играет на небольших комплектах и много использует технические приемы, основанные на отскоке – поэтому натягивает пластики сильно, кому-то по душе длинные (power) томы с глицериновыми двойными пластиками, кому-то – стандартные томы с одинарными пластиками без напыления. Некоторые играют на односторонних том-томах и без переднего пластика на большом барабане. Есть сторонники малых барабанов пикколо, а кто-то использует семидюймовые, кто-то убирает высокие частоты с помощью дополнительных сурдин, а кому-то их не хватает. Список вариантов бесконечен. Поэтому я решил остановиться на основных правилах настройки на примере самого классического барабанного сета. Не будем называть фирму-производителя и точные размеры, скажем лишь, что речь пойдет о двухсторонних классических том-томах (типа 8'X12'), стандартном малом барабане (типа 5'X14') и большом барабане с двумя пластиками (самый сложный для настройки вариант) размера типа 14'X20'. Все барабаны оборудованы однослойными пластиками с напылением (типа Remo Ambassador). Как я уже сказал, существует огромное количество способов, поэтому в этой статье кроме общих правил, вы ознакомитесь с моим видением проблемы.

Именно благодаря наличию переменной составляющей в акустической системе, коей, несомненно, является барабан (я имею в виду пластик, подвергающийся различному натяжению с помощью винтов), мы с вами находимся в более выгодном положении, чем певец, пытающийся освоить акустику концертного зала. Благодаря наличию в барабане условного пола и потолка с меняющимися характеристиками, мы можем приспособить эти характеристики к неизменным свойствам стен – кадла и обручей.

Теперь необходимо сказать, что ударная установка состоит из разных по конструкции и функциям барабанов. Их можно разделить на три группы – малые барабаны, большие (басовые) барабаны и том-томы. Естественно, что по причине различного устройства, инструменты этих групп по-разному настраиваются. Итак, начнем с том-томов.

том-томы, как, впрочем, и все остальные барабаны, бывают двух разновидностей (по конструкции самого корпуса). Различие можно обнаружить, только сняв с барабана пластик. Первый вариант – кадло с внутренними деревянными обручами шириной порядка 1 см вдоль обоих краев. Второй – соответственно без оных, т.е. прямой цилиндр. Наличие этих обручей (reinforcement hoops) или их отсутствие, безусловно, влияет на звук. Влияет на звук и конструкция обручей. Они могут быть литыми или штампованными. Важен и способ крепления том-тома. Во-первых, он может крепиться на большом барабане или стоять на отдельной стойке, во-вторых – иметь различные системы крепежа на нем самом. Самой перспективной, пожалуй, является rim. При этом способе крепления корпус барабана не затронут и он, как бы, подвешен, акустически изолирован от внешнего окружения. Все остальные способы нарушают целостность кадла, что не способствует звукообразованию. Кроме того, всевозможные конструкции с "рогами", на которые надеваются том-томы, конструкции со сквозным отверстием в корпусе барабана дают возможность вибрировать всей системе, а не только барабану, что отрицательно сказывается на звуке. Любые нарушения целостности корпуса барабана влияют на его звучание. Корпус инструмента должен быть идеально круглым и однородным, каждая лишняя дырка вредит звуку. Как видите, барабанщику совершенно необходимо иметь представление о техническом устройстве инструмента. Только тогда можно говорить о выборе инструмента, подходящего вам по звуку.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на влиянии всех вышеперечисленных конструктивных особенностей на звучание инструмента. У нас другая задача – настроить инструмент. Повторюсь еще раз, речь пойдет о двухсторонних том-томах классического размера с однослойным пластиком с напылением. Тем не менее, все, что будет описано ниже, может быть применено и к power (удлиненным) томам с другими пластиками. Итак, давайте еще раз сформулируем задачу. Надо натянуть оба пластика на барабан таким образом, чтобы заставить корпус резонировать максимально эффективно. То есть, максимально эффективно использовать акустические свойства дерева, из которого изготовлен инструмент. Этот способ автоматически исключает вариант настройки барабана на определенную, выбранную вами ноту. Ноту то выбрать можно, но вот будет ли она той, которая нужна корпусу, чтобы зазвучать. Кроме того, двухсторонний барабан издает такое количество обертонов, что говорить о настройке определенной ноты просто не приходится.

Здесь следует еще раз отметить, что этот способ настройки, к которому меня привели многие годы игры на барабанах, далеко не единственный, но, на мой взгляд, наиболее сложный и эффективный. Читатель наверняка знаком с методом Дэйва Вэкла, который тот демонстрирует на одном из своих видео уроков. Дэйв использует том-томы небольших размеров и настраивает их максимально низко. Это дает звук а-ля Стив Гэдд, только что без пластиков Pin Stripe. Подобная концепция не ставит себе задачу полностью раскрыть акустические возможности инструмента, но преследует другую цель – добиться определенного тембра предельно "спущенного" пластика, уравновесив его низкий звук высокочастотными составляющими небольшого корпуса барабана.

Способ настройки, выбранный мной, потребует очень кропотливой работы. Главная задача – научиться слышать кадло. Этот метод можно отнести к разряду эмпирических, то есть требующих многочисленных экспериментов. Звучащий барабан издает огромное количество обертонов, и зачастую сложно определить, какая частота пластика вызовет "благодарный" отклик корпуса барабана. Здесь важно все – вплоть до палок, которыми вы играете.

Итак, начнем. Возьмите верхний пластик вашего инструмента и наденьте его на барабан. Затем наденьте сверху обруч с винтами. Натяжение следует производить постепенно, понемногу закручивая противоположные друг другу винты. Это даст возможность равномерно распределять напряжение в пластике. При этом надо постоянно следить за положением пластика относительно кадла. Поочередное и постепенное затягивание противоположных винтов дает возможность избежать перекосов. Ни в коем случае не настраивайте все винты подряд или в произвольном порядке. Это может повлечь за собой несимметричное положение пластика относительно корпуса барабана, и тогда вся остальная настройка потеряет смысл. После того, как пластик натянется до "игрового" состояния, т.е. исчезнут "пузыри" и складки, можно приступать к более тонкой настройке. Возьмите один из винтов за эталон высоты звучания, предварительно проверив высоту звучания пластика у каждого винта, и попытайтесь настроить пластик так, чтобы у каждого винта он издавал звук одной частоты.

Это, конечно, очень относительно, так как, как я уже говорил, барабан воспроизводит довольно широкий спектр обертонов, и каждый человек своим ухом выделяет из этого спектра разные частоты. Не торопитесь, вслушивайтесь в звуки, старайтесь выделить преобладающие частоты и настроить их. Имейте в виду, что при повышении частоты звука у одного винта она повышается и у двух соседних. Поэтому, если, к примеру, у вас низит один винт, подтяните его и тут же немного ослабьте два соседних. Соответственно, если один винт высит, ослабьте его и подтяните два соседних. Пока еще это предварительная настройка. Точная резонансная частота не найдена. Идет подготовка эксперимента по ее обнаружению. Сейчас надо просто натянуть пластик до рабочего состояния и приблизительно настроить высоту звука. После этого (особенно это относится к новым пластикам) необходимо кулаком или ладонью сильно продавить центр пластика, чтобы он как следует "сел" на барабан. Можно повторить это несколько раз, после чего еще раз проверить строй по винтам.

Теперь надо повторить всю процедуру с нижним пластиком. Нижний пластик должен быть идентичен верхнему. Единственным отличием процесса настройки будет то, что частота, которую вам надо настроить, уже определена верхним пластиком. Иными словами, старайтесь достичь унисона (если вообще это понятие правомерно в отношении барабана). Строго следуйте всем данным выше рекомендациям. После завершения этого этапа начинается непосредственно основной этап настройки вашего инструмента.

В этом процессе есть что-то мистическое. Музыкант, однажды испытавший это волшебное ощущение найденного звука, поймет меня. Процесс этот трудоемкий, но невероятно увлекательный. Надо только войти во вкус. Если вы никогда не делали ничего подобного, постарайтесь проникнуться значимостью этого процесса. Постарайтесь понять, что вы находитесь на пути обретения своего уникального звука, частью которого и является то, как вы настраиваете инструмент. Приготовьтесь к тому, что придется сотни раз перестраивать оба пластика и слушать, слушать, слушать:

Закрепите том на стойке, которую вы будете использовать в работе. Послушайте, что вы получили в результате предварительной настройки. Почти наверняка вам это не очень понравится. С этого момента все возможные советы перестают быть эффективными. Никто не знает, какой у вас инструмент, никто не знает, как он звучит в данный момент и, соответственно, никто не знает, начать ли эксперименты по настройке с повышения или с понижения высоты звука. Помните, что мы исходим из того, что пластики настраиваются в унисон. При настройке одного пластика другой должен быть полностью заглушен во избежание появления лишних обертонов. Остальные принципы настройки вы уже знаете. Осталось объяснить, что же вы услышите, когда искомая частота будет найдена. А услышите вы как звук буквально "расцветет" на ваших глазах (точнее ушах). вы услышите, как "запоет" барабан, и "ответит" нижний пластик. Звук станет круглым, полным. вы услышите, как звучит дерево, из которого сделан ваш инструмент. Может быть, вам будет нелегко обнаружить этот "момент истины", но дерзайте! Это полностью поменяет ваше отношение к инструменту, к звуку. Барабан станет для вас "живым"!

Поскольку в резонанс попадает не одна частота, а небольшой спектр, после нахождения его можно немного поэкспериментировать с высотой звука. Это можно сделать путем натяжения и ослабления нижнего пластика. Делать это надо очень аккуратно. вы мгновенно ощутите "уход" частоты, если переборщите. Несколько иную ситуацию вы получите, если поставите вниз прозрачный пластик. Отсутствие напыления смягчает звук, увеличивает спектр обертонов в резонансной зоне. В этом случае появляется больше возможностей в области низких частот.

Но на этом настройка вашего том-тома не завершена. Это бесконечный процесс. Во-первых, после каждой работы инструмент расстраивается – ведь мы не гладим его, а бьем. Во-вторых, мы рассмотрели настройку барабана в идеальных условиях, практически в вакууме, т.е. без учета акустических условий помещения, в котором предстоит играть. Мы рассматривали барабан как изолированную акустическую систему, что с натяжкой правомерно, если вы находитесь в непосредственной близости от инструмента, воспринимаете неотраженный звук. А это практически нереально. Именно поэтому в каждом помещении необходимо подстраивать барабан, корректируя звучание под акустику зала. Я думаю, что это не новость для большинства практикующих барабанщиков. Все мы не раз замечали, что одни и те же барабаны в одном помещении звучат божественно, а в другом – отвратительно. Иногда даже серьезные манипуляции с настройкой не приводят к нужному результату. В этом случае помогут только уши. Слушайте себя внимательно, корректируйте свое туше, нюансировку, приемы игры.

Теперь перейдем к настройке малого барабана. Давайте попытаемся понять, из каких составляющих складывается звук малого барабана. Во-первых, это, как и в случае с том-томами, два пластика. Но на сей раз они отнюдь не одинаковы. Нижний, резонансный пластик очень тонок, он соприкасается со струнами. Это главная деталь малого барабана, отличающая его от всех остальных. Именно комбинация натяжения двух пластиков с натяжением струн определяет звук малого барабана. Здесь возможно огромное количество вариантов. Начнем с того, что технология настройки идентична той, которую мы использовали при настройке том-томов. Но нижний пластик не надо настраивать в унисон с верхним. Как я уже отметил, здесь у вас огромный простор для творчества. Все зависит опять же от того, чего вы хотите добиться, какую музыку играете. Я в основном использую некий усредненный принцип настройки. Верхний пластик моего барабана натянут средне. Нижний пластик я настраиваю достаточно высоко, чтобы увеличить чувствительность струн. А вот сами струны у меня натянуты не очень сильно. Это уменьшает "трескучесть" барабана. вы можете найти свой, индивидуальный вариант настройки. Если вы играете в основном вторую и четвертую доли и не нуждаетесь в отскоке, попробуйте настроить барабан ниже. Но это лишит звучание определенного объема. Здесь в меньшей мере, но тоже работает резонансная частота, частота, на которой вы слышите звук кадла. Это относится в основном к деревянным малым барабанам. А выражен этот эффект слабее за счет наличия струн. Именно они создают этот характерный звук малого барабана, перекрывая его акустические особенности.

На некоторых моделях малого барабана имеется так называемое "ложе" для струн (snare bed). Это проточенные углубления в нижнем крае кадла в местах, где струны ложатся на корпус инструмента. Это сделано для повышения чувствительности струн. На моделях без "ложа" некоторые музыканты настраивают нижний пластик очень высоко, а две пары винтов около струн немного ослабляют, чтобы приблизить пластик к струнам. Я не нахожу в этом большого смысла, но попробуйте, может быть вам понравится. Думаю, что подобного рода тонкостей существует много. Не все они одинаково эффективны, но не бойтесь, смело экспериментируйте.

Следует отдельно обсудить различные конструкции струн малого барабана. Существует множество вариантов механизмов струн. Но многолетний опыт расставил все по своим местам. В результате наиболее распространенной системой в мире стала самая простая – пружина свободно крепится на веревке или ленте. Читателю наверняка знакомы другие варианты: довольно жесткие механизмы фирмы Premier образца шестидесятых – семидесятых годов, двойные "плавающие" струны механизма super sensitive фирмы Ludwig (в некоторых вариантах даже с индивидуальной настройкой каждой струны) и другие. Простота конструкции и максимальная свобода положения струн победили. Этот механизм очень прост в эксплуатации и легко устанавливается на барабан. Но, несмотря на то, что струны довольно свободно "гуляют" вдоль поверхности пластика и естественно принимают нужное положение, необходимо максимально ровно установить их. Это относится в равной степени к симметрии относительно краев корпуса и к идеально ровному положению пластин, к которым припаяны струны. Симметрия обеспечит равномерное натяжение всех струн и, соответственно, одинаковую чувствительность инструмента в любом месте верхнего пластика – от центра до края.

Сегодня много всевозможных струн для малого барабана. Возникает вопрос: сколько струн обеспечит хорошее звучание? Я думаю, что здесь не надо гнаться за количеством. С одной стороны сорок струн, бесспорно, увеличат чувствительность вашего инструмента, но в то же время ограничат вибрацию нижнего пластика. Иными словами выступят в роли нежелательной сурдины, заглушат звучание. Я считаю, что диапазон от шестнадцати до двадцати четырех струн удовлетворит взыскательный вкус любого барабанщика. И еще. На малом барабане, как и на том-томах, я не использую никаких сурдин. Это концепция открытого звука. Правда, иногда на записях приходится "укорачивать" звук с помощью ленты. Но я призываю вас не бояться длинного звука. Это требует большего контроля, большего, если хотите, мастерства владения инструментом. Но результат не замедлит сказаться – то, что вблизи может показаться гулом, в зале обернется круглым, сочным звуком.

Теперь перейдем к большому барабану (bass drum). Еще раз напомню, что речь пойдет о двухстороннем барабане с пластиками типа Remo Ambassador. Я прекрасно понимаю, что многие работают без переднего пластика (что ничем не оправдано), или с дыркой спереди. К сожалению, задержка в развитии нашего государства охватывает не только экономические, но и культурные области. Не исключением является и музыка. Я говорю о модных течениях, которые достигают нас с некоторым опозданием, и становятся эталонами для многих исполнителей и звукорежиссеров на долгие годы в силу инертности восприятия. Ярким примером является до сих пор сохранившаяся в России мода на односторонние барабаны (особенно бочки без переднего пластика). Этот анахронизм родом из семидесятых. Бестембровые шлепающие звуки, казавшиеся в те времена верхом совершенства, ушли в прошлое. Все возвращается на круги своя. И, конечно, живой, дышащий барабан звучит гораздо привлекательнее забитого подушками и тряпками. Безусловно, отверстие в переднем пластике имеет право на существование. При этом мы имеем дело с комбинацией полного, отраженного от переднего пластика звука с эффектом "пушки" – выстреливающего через отверстие потока воздуха. Это, вне всякого сомнения, отлично работает в определенных жанрах.

Мы остановимся на наиболее сложном для настройки варианте. Двухсторонние бочки используются сегодня не только в джазе, но и в рок музыке и во многих других стилях. Вопрос в том, насколько открытым вы хотите оставить звук. Многие годы я играл на двадцатидюймовой бочке фирмы Premier и с успехом использовал ее в самых различных музыкальных ситуациях – от акустического джаза до группы "Воскресенье". Мне пришлось провести много часов, чтобы засурдинить ее нужным образом. В результате я достиг очень объемного, поющего (но не гудящего!) звука, который нравился мне и всем без исключения моим коллегам, и который так ненавидели большинство звукорежиссеров (по перечисленным выше причинам). А сделал я следующее: к краю корпуса барабана с рабочей стороны я приклеил квадратную в сечении (5смХ5см) полоску поролона длиной в 1\3 окружности так, чтобы она легко касалась пластика. Эта полоска находилась в нижней части окружности. Точно такую же полоску я приклеил к противоположной стороне корпуса, но так, чтобы она сурдинила верхнюю часть переднего пластика. Таким образом, засурдиненная часть переднего пластика находилась напротив свободной части переднего и наоборот. Эта диспозиция была достигнута многочисленными экспериментами. Результат превзошел все ожидания. Сегодня я использую пластики Power Stroke на бочках Gretsch 18' и Slingerland 22'. Дополнительный слой пластика по краю основного обеспечивает своего рода "обрезание" высоких частот, и в этих инструментах я не применяю никаких дополнительных сурдин. Оба они являются инструментами высочайшего класса, что подтверждается ровнейшим спектром излучаемых ими обертонов, не нуждающихся в дополнительной обработке. Звук обоих инструментов открытый, но исключительно благородный. Некоторые мои коллеги даже не верят, что внутри этих барабанов ничего нет. Но есть в этом и определенные трудности. Инструменты эти весьма капризны, требуют тщательной подстройки в каждом новом помещении. Обычно излишний гул я убираю небольшим ослаблением винтов переднего пластика. Главное здесь не переборщить – иначе исчезнет контактный звук. Инструменты с отверстием в переднем пластике гораздо легче "в общении". На мой взгляд, не следует слишком ослаблять натяжение переднего пластика, чтобы сохранить отраженную составляющую звука.

Вот вкратце и все, чем я хотел поделиться с барабанной общественностью. Наверняка многие имеют свои наработки в этой области. Наверняка кто-то имеет свою концепцию, в корне отличающуюся от вышеизложенного. Наверняка найдутся музыканты, мягко говоря, не разделяющие такой подход к звуку. И это здорово! Представьте, как скучно бы было, если бы все барабанщики мира вдруг заиграли одинаковым звуком! Ищите свой звук, слушайте своих коллег, но не забывайте обращаться к своему внутреннему "я", заимствуйте все лучшее у других и старайтесь открыть свое. Успехов!

Источник: Журнал Musix Box
Редакция: Andy Gone