Комюнити украинских барабанщиков

by Andy Gone

Однажды, в очередной раз плача над своим худеющим кошельком у стойки с "железом" в музыкальном магазине, я задумался, сколько же денег мы тратим на различные ударные инструменты и в какой пропорции. Я обнаружил, что стоимость тарелок, на которых мы играем, приблизительно составляет половину всех наших инвестиций в ударные инструменты, причем это соотношение не особо зависит от того, купили ли вы свои ударные за 60$ или за 6000$. Представляете? 50% ваших кровных денежек превращаются в хрупкие листы бронзы, а ведь тарелка – очень тонкий инструмент, который нужно беречь, холить и лелеять. Но как?

Как сохранить тарелки целыми

Нужно помнить: ничто в этом мире – увы! – не вечно, и любая тарелка когда-нибудь обязательно треснет и придет в негодность. Тем не менее, есть несколько правил, которые продлят вашим тарелкам жизнь, так что вам захочется купить себе другие модели гораздо раньше, чем ваш старый добрый комплект уйдет на покой. Если вы тщательно ухаживали за своими тарелками, при продаже старого комплекта вы выручите за них больше.

Во-первых, следует правильно выбирать тарелки. Покупая комплект тарелок, следует в первую очередь помнить, как вы собираетесь играть. Звук тарелки определяется сплавом, размером, формой, точением, ковкой и покрытием. Производители тарелок выпускают модели для различных музыкальных стилей, и вам следует выбирать тарелки в соответствии с вашей музыкой и манерой игры. Если вы возьмете джазовые тарелки и попытаетесь "выбить" из них роковый звук, скорее всего это приведет к трещинам. Не покупайте тонкие тарелки, если вы играете тяжелый рок. Не играйте на тонких тарелках толстыми палочками. Не играйте на дорогих тарелках, если вы пока не способны контролировать свою силу и технику – лучше потренируйтесь на латунной дешевке.

Во-вторых, нужно правильно играть на тарелках. Тарелки – это инструменты, изготовленные с особым тщанием. Тарелки, на которых играют с осторожностью и хорошей техникой, прослужат гораздо дольше, чем тарелки, на которых играют грубо и с плохой техникой. Дурное обращение, пренебрежение и неправильная техника игры приближают старение металла, снижают качество звука и в конце концов приводят к трещинам и разрывам.

Старайтесь не бить перпендикулярно краю тарелки. При таком ударе вы как бы "погружаете" палочку в тарелку, в результате чего страдает звук, потому что такой удар не дает тарелке свободно колебаться и звучать. Кроме того, постепенно страдает и тарелка, и палочка. Если тарелки "съедают" ваши палочки, скорее всего вы играете неправильно.

Crash нужно играть легким и быстрым "срезающим ударом" (англ. glancing blow), немного сбоку от воображаемого радиуса тарелки. Удар "по прямой" (перпендикулярно краю, в плоскости, пересекающей отверстие) ведет к повреждениям тарелки. Удар же с небольшим вращением запястья поможет предотвратить трещины, да и звук будет существенно лучше.

В-третьих, правильно устанавливайте тарелки на стойки. Самый важный принцип – избегать контакта тарелок с металлом. На стержень стойки необходимо всегда надевать нейлоновую или резиновую трубку, защищающую отверстие тарелки от деформаций и трещин. Сверху и снизу тарелки всегда нужно использовать фетровые шайбы, при этом для маленьких тарелок применяют шайбы меньшего размера.


Установка тарелки
a) прижимная гайка, b) фетровая шайба, c) нейлоновая или резиновая трубка, d) тарелка, e) фетровая шайба, f) металлическая шайба, g) стержень регулируемого наклона с резьбой, h) зажим регулятора наклона

Установка хай-хета
a) верхняя часть зажима хай-хета, b) прижимные гайки, c) фетровая шайба, d) тарелка, e) фетровая шайба, f) торцевая гайка, g) шток хай-хета

Не менее важный принцип: тарелки должны болтаться на стойках. Не затягивайте гайки креплений – это может привести к трещинам вокруг отверстий тарелок (и не только). Колебания слишком зажатой тарелки лишь частично переходят в звуковые, поэтому такие тарелки звучат более глухо, так как фетр демпфирует звук. Остальная же часть энергии колебаний тратится на разрушение слишком зажатой тарелки – медленно, но верно. В случае хай-хета также следует завинчивать зажим лишь наполовину, так, чтобы верхняя тарелка хай-хета двигалась совершенно свободно. Слишком большие шайбы также будут глушить колебания, поэтому на совсем маленьких тарелках вроде небольших splash и используют шайбы меньше стандартных.

Вообще говоря, гайка нужна не для того, чтобы прижимать тарелку, а для того, чтобы несколько ограничивать её колебания, иначе ваш следующий удар может прийтись в ребро качающейся тарелки. Поэтому завинчивать гайку следует ровно настолько, чтобы тарелка после удара достаточно быстро возвращалась в исходное положение – и не более.

И, наконец, третий принцип: устанавливайте тарелки под правильным углом. Большинство барабанщиков любит несколько наклонять тарелки к себе, чтобы физиологически комфортный удар не приходился в ребро тарелки. Тем не менее, не следует злоупотреблять наклоном, поскольку слишком большой угол ограничивает свободное движение тарелки, что приводит к тем же последствиям, что и слишком сильная затяжка.

Некоторыми исключениями могут быть тарелки ride и china. Можно позволить себе установить ride под большим углом в силу специфики игры по этой тарелке: она практически никогда не совершает заметных качаний на стойке. Однако это не значит, что её можно зажать потуже: фетр будет демпфировать звук. А у тарелок china центр тяжести обычно выше точки крепления, поэтому приходится достаточно сильно затягивать гайку, иначе тарелка будет болтаться в разные стороны, мешая. Об этом надо помнить, играя на ней: будьте нежными! Заодно подумайте о том, где в вашем сете установить стойку с china, чтобы можно было обеспечить наиболее безопасное крепление этой тарелки – без чрезмерного затягивания гайки и большого угла наклона.

Существует и противоположный случай: некоторые барабанщики предпочитают устанавливать все тарелки строго горизонтально – в основном ради визуального эффекта. Однако тарелки при этом должны располагаться достаточно низко, чтобы удар не приходился "в ребро" тарелки – такой удар в основном разрушает тарелку и палочку, а не извлекает качественный звук.
В-четвертых, помните, что тарелки обошлись вам недешево, а свои инвестиции нужно защищать. Всегда носите тарелки в индивидуальных защитных чехлах или в одном чехле (обязательно с отделениями или прокладками, чтобы тарелки при транспортировке не терлись друг о друга).
Как только вы снимете тарелки со стоек, сразу же укладывайте их в чехлы, иначе на них обязательно кто-нибудь случайно наступит. Не ставьте тарелки на ребро и не укладывайте на абразивный пол (например, бетонный): тарелки могут поцарапаться, а стоящие на ребре – еще и упасть. Если вам надо уложить тарелки на твердый или абразивный пол, воспользуйтесь в качестве подкладки чехлами или любой мягкой тканью. При этом не стоит укладывать тарелки так, чтобы они перекрывались краями (см. рис.).
Когда тарелки не на стойках, они должны быть переложены мягким материалом – хлопчатобумажной тканью или пластиковыми пакетами – чтобы избежать малейших царапин.
Снимая и устанавливая тарелки, пользуйтесь сухой тканью или текстильными перчатками, чтобы не оставлять следов рук на тарелках. В крайнем случае берите тарелки ладонями за края. Совсем не плохо после каждого использования тарелок перед тем, как вы спрячете их в чехлы или кейсы, протереть их сухой мягкой тканью, чтобы удалить отпечатки пальцев и мелкую пыль (круговыми движениями вдоль бороздок). Все эти действия экономят вам время при последующей чистке тарелок.

Если вы долго не используете тарелки, заверните каждую в кусок ткани, чтобы защитить поверхности и края тарелок (особенно защищайте нижний край, на который тарелки опираются при стоянии). И конечно же, тарелки необходимо регулярно чистить.

Чистка и уход

В процессе использования тарелки неизбежно пачкаются: отпечатки пальцев, пот, жир, пыль, сценический дым, смазочное масло, грязь, окислы, следы от палочек – всё это не улучшают ни внешний вид, ни звук. Современные тарелки имеют защитное заводское покрытие, препятствующие окислению (прощайте, зеленые пятна!) и небольшим загрязнениям, так что если вы протираете тарелки после каждого использования, то момент чистки наступит не так скоро, однако рано или поздно тарелки придется чистить. Этот момент обычно определяют на глаз, когда загрязнение уже не удается удалить простой протиркой, но если вы хотите точных цифр, то рекомендуют чистить тарелки раз в 4-6 недель в зависимости от того, насколько часто вы играете на них.

Все ведущие производители тарелок выпускают средства для чистки тарелок. В последние годы появилась тенденция к выпуску универсальных средств, которые в принципе подходят для тарелок и других марок. Так, Sabian ранее выпускал два разных средства – одно для тарелок из бронзы B8, другое для тарелок из бронзы B20. С 2001 года Sabian выпускает универсальный "Cymbal Cleaner", который подходит для любых тарелок Sabian.

Cymbal Cleaner производства Sabian

Cymbal Cleaning Polish производства Zildjian

Zildjian выпускает "Cymbal Cleaning Polish" (формула 2005 года), также универсальное средство, подходящее для любых тарелок Zildjian, кроме ZXT Titanium.

Meinl также выпускает аналогичное универсальное средство под всё тем же названием "Cymbal Cleaner", подходящее для всех тарелок Meinl.

Инструкция по применению каждого из этих средств есть на этикетке, однако вне зависимости от производителя всё сводится к одному и тому же: средство в небольшом количестве наносятся на тарелку (в виде спрея или путем размазывания тряпочкой), тарелка оставляется на очень короткое время, после чего тарелки очищают тканью от смеси моющего средства с грязью (круговыми движениями от центра), а затем сухой чистой тканью полируют.

Все универсальные средства оставляют на тарелках тончайшую защитную пленку, которая некоторое время предохраняет тарелку от загрязнений. Эта пленка разрушается через 3-5 недель при обычном использовании тарелок. Для сохранения логотипов производителей рекомендуют места с логотипами не тереть.

Cymbal Cleaner производства Meinl

Cymbal Cleaner и Cymbal Protector производства Paiste

Универсальные средства имеют один недостаток: их нужно применять регулярно, поскольку чистящие их свойства не очень велики. Другим подходом к разработке чистящих средств является разделение средств на чистящие (хорошо чистят, но не формируют защитный слой) и полирующие (не чистят или почти не чистят, но формируют защитный слой).

Средство производства Paiste двухэтапное: сначала очистка при помощи "Cymbal Cleaner", затем сушка и нанесение защитной пленки при помощи "Cymbal Protector". Во вторых, большинство средств используют всухую, а "Cymbal Cleaner" применяют на тарелках, смоченных водой, и затем смывают водой.

Подобный же подход используется компанией Dunlop: она производит "Cymbal 65 Intensive Care" – очень сильнодействующее очищающее средство для сильных загрязнений (лучше работать в перчатках!) и "Cymbal 65 Polish&Cleaner" – средство для ежедневного применения со слабым чистящим эффектом и формированием защитного слоя.

Все средства для тарелок независимо от производителя содержат кислоту, которая не подходит для чистки тарелок со специфическим покрытием, таких как Zildjian ZXT Titanium или Paiste Visions. Такие тарелки моют водой с небольшим количеством чистящего средства на водной основе, например, для мытья окон, а при очень уж сильных загрязнениях – водой с мягким мылом. Затем тарелки протирают влажной тканью и сушат бумажными салфетками или сухой тканью.

Cymbal 65 Intensive Cleaner и Polish&Cleaner производства Dunlop

Однако забудем о таких специфичных тарелках и вернемся к обычным, которых у нас подавляющее большинство. Конечно, каждый производитель тарелок рекомендует пользоваться для чистки только средством его марки и не отвечает за последствия при использовании любых других средств, однако любое универсальное средство для чистки тарелок от одного из мировых производителей вполне подходит для чистки тарелок и других фирм. Если вы используете тарелки одной фирмы-производителя, вероятно, вы предпочтете приобретать и средство того же производителя. Если же вы играете на тарелках нескольких производителей, вполне достаточно выбрать какое-либо одно чистящее средство и использовать его для всех ваших тарелок (разумеется, кроме тарелок со спецпокрытием вроде Zildjian ZXT Titanium).

Вне зависимости от вида тарелок ни в коем случае нельзя применять для чистки абразивные материалы, пасты для полировки, кислоты, щелочи, агрессивные бытовые чистящие средства, а также ацетон, другие растворители, потому что все они гарантированно повредят защитный заводской слой. Также нельзя использовать полировальную машину, потому что поверхность тарелок перегревается и теряет свои свойства.

Хирургическое вмешательство

Как бы вы ни защищали ваши тарелки, всегда существует вероятность появления трещин. К сожалению, полностью остановить растрескивание металла удается редко, но существуют способы существенно замедлить разрушение. Исключение, вероятно, составляют повреждения у центрального отверстия тарелки, которые вряд ли удастся "вылечить".
Трещину, проходящую вдоль точеных бороздок тарелки, останавливают путем сверления двух маленьких отверстий на каждом конце тещины. Сверлить следует осторожно ручным коловоротом или дрелью на низких оборотах. Не следует кернить места сверления: это может привести к увеличению трещины. Также не обманите сами себя с краями трещины: берите сверло не слишком маленького диаметра и сверлите не там, где трещина на вид заканчивается, а чуть дальше, потому что обычно трещина имеет невидимое глазу продолжение.
Трещину, идущую от края тарелки, ремонтируют в зависимости от веса тарелки: у тяжелых тарелок просверливают отверстие в конце трещины, а у тонких можно удалить всю трещину ножницами по металлу, делая как бы V-образный надрез. В углу выреза не должно остаться надреза как бы в продолжение трещины. Острые края шкурят вручную.
Небольшую трещину у края можно удалить, сделав дугообразный срез тарелки. У тонких тарелок это можно сделать специальными ножницами по металлу, которые позволяют вырезывать внутренний радиус, а у тяжелых тарелок придется делать это обычным лобзиком – долго и утомительно, зато тарелка целее будет: чрезмерная вибрация может привести к росту трещины. Края шкурят, чтобы они не были острыми.
Трещину любой формы, расположенную у края тарелки, можно удалить радикально: в хорошей слесарной мастерской обрежьте тарелку по кругу (без использования высокооборотистого электроинструмента). Естественно, тарелка становится меньшего диаметра и меняет свой звук, но зато трещина исчезает навсегда.

Во всех случаях острые углы и края следует сглаживать шкуркой или надфилями только вручную: вибрация шлифовальной машины может привести к дальнейшему разрушению тарелки. По той же причине для пиления не следует использовать электролобзик. Исключение может составлять только обрезка тарелки по кругу, но и тогда желательно сделать это вручную.

Помните, что принимать меры следует немедленно, как только вы заметите трещину. После ремонта не забывайте регулярно инспектировать поврежденное место, чтобы вовремя предотвратить дальнейшее распространение трещины.

Однако, само наличие трещины означает, что правила, описанные выше, были нарушены, так что в ваших интересах найти причину повреждения – проверьте состояние крепления стойки, фетровых шайб и нейлоновой трубки, убедитесь, что вы не слишком затягиваете тарелку и не играете слишком грубо на тонкой тарелке, и т. д.

Если у вас есть вопросы или коментарии, пишите.

В статье использованы материалы www.zildjian.com, www.sabian.com, www.paiste.com, www.meinlcymbals.com.

,