Комюнити украинских барабанщиков
 
Форум

Популярные записи

Я называю "верной техникой" любое телодвижение, которое естественно, расслаблено и удобно, и в то же время производит желаемый звук при минимуме затраченных усилий.

Телодвижение "естественно", если оно дает наибольший диапазон движения с минимумом сопротивления и максимумом расслабления.

Главной задачей для барабанщика является овладение механизмом естественных и расслабленных движений человеческого тела в применении к барабанной установке, сводя при этом на нет все бесполезные усилия, которые приводят к напряжению.

Понаблюдайте за кошкой, поднимающей лапу: она пользуется исключительно мускулами, нужными, чтобы поднять или опустить лапу, а остальная часть тела остается неподвижной (расслабленной).

Как кошки, мы должны держать руки, запястья, кисти и ноги расслабленными, поднимая и опуская их для удара по барабанам.

Попробуйте следующее упражнение. Расслабьте руку, и пусть она бессильно повиснет. Сохраняя плечо расслабленным, медленно поднимите предплечье. Движение завершается, когда предплечье касается бицепса. Удерживайте руку неподвижной и рассмотрите ее. Если рука расслаблена, кисть будет свободно свисать, "болтаться" на запястье. Покачайте кистью несколько раз вверх-вниз (это естественное движение запястья, которое мы используем при игре). Не сопротивляясь силе тяжести, дайте руке упасть. Она снова должна повиснуть, как плеть.

Повторяйте это упражнение до тех пор, пока движение не будет полностью расслабленным.

Это первый шаг на пути изучения естественных движений руки и запястья, которые используют для игры на барабанах.

Обратите внимание на тот факт, что физически игра на барабанах сводится к нанесению ударов. Направление энергии – вниз, внутрьбарабана. Рука, запястье, пальцы, мускулы ноги напрягаются, чтобы приготовиться к удару. Мы же хотим научиться прямо противоположному – достигнуть техники полного расслабления.

Когда мы ударяем по барабану, мы должны расслабиться и дать палочкам отскакивать от барабана, а не вколачиваться в барабан. Пока это не достигнуто, вы никогда не выработаете хорошего контроля, и напряжение будет сковывать ваше тело во время игры.

Поэтому мы должны тренироваться пользоваться расслаблением и силой тяжести во всех аспектах техники игры на барабанах.

После рассмотрения движений запястья и руки первой точкой приложения нашей теории является хват.

Хват палочки между большим и указательным пальцами должен быть достаточно жестким, чтобы палочка не выпадала из руки... но не слишком, чтобы избежать полного отскока. Палочка должна двигаться почти исключительно под действием ее собственного момента вращения, а вы немного направляете ее лишь только чтобы не потерять контроль над ней.

После того как вы изучите эту технику, нужно отдельно развивать полностью естественное движение мышц, необходимых для движения палочек (кисть, запястье, рука, пальцы) и педалей (стопа, голень, бедро). Затем каждая область будет вносить свой вклад в движение при использовании нашей техники.

Я обычно обучаю этой технике, вначале показывая учащимся эти естественные и экономные движения руками и ногами по отношению к остальным частям тела.

Обычно учащиеся, пытающиеся повторить эти движения, бывают удивлены тем, что начинает вытворять их тело: сталкиваясь с непривычными движениями, оно подает всяческие сигналы, как будто происходит что-то не то. Примером таких "протестов", подаваемых телом, служит дрожание рук, напряжение плеч, шеи, бедер, ног, и т. п.

Такие феномены легко наблюдать при движении запястья*.

Возьмите круглую тренировочную резиновую подушку, прижмите большой палец к палочке и поместите ее на среднюю фалангу указательного пальца. Пусть пальцы свободно свисают вокруг палочки. Поместите головку (кончик) палочки в центр подушки. При помощи описанного выше волнообразного движения подымите палочку очень медленно, пока запястье не остановит движение. Внимательно следя за кистью, очень медленно опустите палочку снова в центр подушки по максимально прямой траектории.

Если вы никогда не тренировали это движение, скорее всего вы обнаружите, что палочка вдруг отклонится от прямой траектории к центру подушки, а кисть оттянется назад. Любые отклонения от прямой линии движения из центра подушки вверх и обратно к центру говорят вам, что вы делаете что-то не так.

Все эти отклонения от естественных движений нужно забыть.

Вот как происходит развитие естественных движений:

Ваше тело обучается движениям бессознательно. Механика ходьбы, говорения, хватания и т. п. изучается очень быстро в раннем детстве и забывается, оставаясь только в "мышечной памяти". Ваши мышцы "помнят", как нужно двигаться, причем вам не нужно думать о том, как двигать руками или ногами. Ваше сознание приказывает ногам идти, но мышцы помнят, как именно это делается. Мышцы формируют контур, запоминающий движения, и если при изучении движения присутствует большое напряжение, оно запоминается в контуре и потом мешает расслабленному движению.

Для компенсации своих слабостей в этой технике учащиеся обычно развивают неоптимальные мускульные контуры. Такие контуры сокращают или отклоняются от естественных движений, чтобы извлечь звук из барабана. Практически всегда левая и правая сторона тела движется по-разному. Обычно более "слабая" сторона использует менее естественные движения, причем учащийся даже об этом не знает.

Постоянное пользование такими контурами может серьезно навредить, поскольку:
1) оно вызывает привыкание к напряжению;
2) учащийся не растет технически: как бы он не старался, он как бы упирается в стену.

Такая ситуация серьезно уменьшит его возможности в музыке из-за ограниченного контроля инструмента. В таких случаях мне приходится воспользоваться всем своим опытом, чтобы найти и помочь учащемуся избавиться от этих контуров и уже сознательно изучить игру с правильной техникой.

Вот проблемы в технике исполнения, которые я встречаю наиболее часто:
1) Хват палочки неправильно сформирован, и палочка не может свободно отскакивать без потери контроля над ней.
2) Слишком большое напряжение в хвате, или, наоборот, недостаточное при отскоке палочки.
3) Естественное движение запястья сокращено, изменено или вообще не используется; мышцы, контролирующие движение запястье, не развиты.
4) Руки, плечи и шея напряжены без всякой необходимости, поскольку они не вносят никакого вклада в кистевой удар (производимый запястьем). Это происходит потому, что тело пытается скомпенсировать слабость хвата.
5) При кистевом отскоке пальцы не используются для снятия напряжения.
6) Пальцы вообще индивидуально не развиты.
7) Пальцы развиты, но не скоординированы с хватом и кистевым отскоком.
8) Предплечья не развиты для плавного движения с хватом, когда запястье и пальцы помогают отскоку палочки.
9) Естественное движение ноги не используется, и мышцы, контролирующие педаль, не развиты.
10) Полный диапазон движения ноги, бедра и голеностопа не развит для управления мощностью и скоростью педалей.

Как я обучаю технике:

Дети

Обучение детей технике игры должно происходить незаметно. Ребенок хочет научиться играть СРАЗУ! Техника – это последнее, о чем они думают. Вообще лучше всего дать им палочки и позволить делать с установкой что угодно. Пока они учатся, какие звуки издают барабаны, я время от времени показываю им, как нужно держать палочки. Я выполняю базовые движения руками и ногами во время "барабанных игр", в которые я с ними играю.

Важно помнить, что дети учатся очень быстро. На самом деле, чем они моложе, тем быстрее учатся. Соответственно, они так же быстро теряют интерес, если вы слишком долго акцентируете их внимание на демонстрации. Это происходит потому, что они уже всё поняли. Возможно, технически они пока не способны повторить это, возможно, это из-за физических размеров их тела. Но умом они уже всё поняли и знают. Когда-нибудь это знание проявится.

К сожалению, на современных детей часто навешивают ярлыки вроде синдромов ADD и ADHD** и потом пичкают их психотропными препаратами. Мое личное и профессиональное мнение таково: эти синдромы на самом деле не существуют.

Большинство детей полны энергии, легко возбуждаются и легко начинают скучать. Это нормальное состояние детей. Барабанная установка привлекательна для них, потому что это хороший выход энергии.

Одной из вероятных причин рассеяния их внимания является тот факт, что они очень быстро учатся и хотят быстрее перейти к чему-то новому, или же что процесс обучения некачественный. Если их энергию не направлять в творческое русло при помощи интересных обучающих игр, правильной диеты и физических упражнений, они буквально дичают и устраивают бардак, просто чтобы делать что-нибудь.

Старая поговорка "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" находит здесь самое прямое применение. Я не устаю показывать детям на примерах. Другими словами, я быстро показываю им, как применяется техника, путем объяснения и демонстрации. Если нужно, я кладу свои руки на руки ребенка, чтобы направить его движения и дать ему двигаться с моей помощью. Потом я даю ему возможность сыграть самому и посмотреть, как я играю.

Когда я играю вместе с ребенком, он смотрит на меня и впитывает то, что я делаю, и то, как я это делаю. Я быстро поправляю его время от времени, но не кричу на него, и в определенный момент он понимает. Нужно всё время уважать ребенка и не принуждать его, иначе он бросит заниматься.

Начинающие

Начинающих легко обучать, потому что у них еще нет закостенелых мышечных контуров. Я показываю и показываю им естественные движения. При помощи качественных объяснений и упражнений со временем правильные движения найдут свой путь в их музыку.

Начинающие должны много упражняться, но также они должны много играть на ударных. Объяснения на этом уровне (да и не всех уровнях) должны подчеркивать в первую очередь развитие хорошего чувства МЕТРА и РИТМА, а уж во вторую – техники игры.

Любители

На среднем уровне подготовки я встречаю наибольшие проблемы. Барабанщик уже какое-то время играет и держится на своем уровне. Возможно, ему даже уже платят за его выступления, но он не способен играть сложные произведения из-за ограничений в технике, поэтому я всё равно назову такого барабанщика любителем.

Большинство таких – это самоучки или прошедшие недостаточный или некачественный курс обучения и играющие уже несколько лет. Неправильные мышечные контуры уже укоренились, и учащийся никак не может понять, что же ему мешает расти технически.

На этом уровне учащемуся приходится бороться со своим телом, тщательно следя за своими движениями, воспроизводя их медленно в процессе тренировки. Может потребоваться много времени, чтобы удалить неверные мышечные контуры, но это стоит того. Мне всегда очень приятно видеть, как учащийся вдруг может сыграть что-то такое, чего он не мог на протяжении нескольких лет безуспешной борьбы с собственным телом.

Профессионалы

Я использую это слово в обоих смыслах, потому что барабанщик высокого уровня (профессионал) обычно бывает профессионалом и в смысле оплаты своего труда. Если это не так, значит, есть какая-то проблема.

Любого учащегося высокого уровня, которому не пришлось после обучения работать барабанщиком хотя бы несколько лет, следует послать на заработки, чтобы он приобрел опыт игры с другими музыкантами.

Я перестал обучать студентов, не приобретших достаточного опыта, потому что они действительно должны попробовать использовать то, чему они научились. Без этого бесценного опыта они никогда не оценят своего обучения, потому что они не смогут понять, как это можно использовать в их музыкальном мире.

На этом уровне профессионалы, обращаясь ко мне, уже имеют за плечами серьезный опыт, но еще ощущают, как что-то сдерживает дальнейшее развитие их техники. Обычно это мышечный контур, который не был правильно отработан.

Обычно такую проблему легко преодолеть. Небольшие корректировки работают отлично. Я не обязательно стараюсь вернуть учащегося к технически правильному пути, скорее я строю развитие на том, что уже наработано. То же самое относится иногда и к среднему уровню.

Процедура обучения и специальные движения

Как я объяснял выше, сначала я обучаю естественным движениям рук и ног. Затем следуют упражнения по развитию мышц, изолирующие эти движения и наращивающие силу и форму.

Когда учащийся приобретет определенную уверенность в движениях и силе, приходит время отскока палочек. Обучение проходит с максимальным расслаблением хвата палочки и положения ноги на педали.

Далее дополняем отдельные движения пальцев для отскока палочек.

Потом добавляются движения рук, направленные на увеличение мощности, скорости и выносливости при игре на барабанной установке.

Наконец, все движения совмещаются и используются вместе, чтобы приобрести прочную техническую базу.

Отдельное развитие каждого мышечного движения до полного его потенциала позволяет не пропустить ни одной слабости в технике игры.

В дополнение к этому, для игры щетками, игры на тарелках и малом барабане изучаются различные хваты.

Мы изучаем различные движения ног для соответствующего их применения в различных музыкальных стилях, в том числе, для игры на двух басовых барабанах.

Надеюсь, эта статья вам понравилась. К сожалению, никакие слова не могут заменить непосредственных корректировок при работе с учащимся. Я записал видео, позволяющее изучить описанные движения. Если у вас есть проблемы с руками или ногами, я могу помочь преодолеть ваш технический барьер.

За этими физическими, техническими барьерами стоит область МЕТРА и РИТМА.

В разделе "Начинающие" я упоминал, что МЕТР и РИТМ важнее, чем развитие техники.

Без способности играть ритм ровно ни один барабанщик не может успешно играть, как бы хорошо он не развивался технически.

Единственным проверенным мною методом, развивающим МЕТР и РИТМ, явилась школа Rhythm Courses, предлагаемая Faunt School of Creative Music.

Этот курс разработан Jamie Faunt, который потратил много лет на совершенствование своего метода.

Я преподавал на этих курсах, и мои студенты существенно выросли в свих музыкальных навыках.

Если этот курс совместить с техническими методами, описанными в настоящей статье, барабанщик обучается по полному спектру способностей.

Продолжайте играть на барабанах и никогда не прекращайте учиться.

*Это относится к симметричному хвату. В свих уроках я также работаю и с традиционным хватом палочек. (прим. автора)

**ADD (Attention Deficit Disorder) – синдром дефицита внимания; ADHD (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder) – синдром гиперактивности и дефицита внимания. Речь идет о том, что современные дети часто не могут нормально фокусировть внимание и контролировать выбросы своей энергии. В последнее время среди психологов появилась тенденция считать это психическим отклонением, требующим лечения. См. подробнее на www.add-adhd.org (прим. перев.)

(c) 2002 by Tom Mendola – All Rights Reserved.
Оригинальный текст: musicalskills.com
Перевод и редакция: Andy Gone

Комментировать

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter MyOpenID OpenID